МЕДИА ПОРТАЛ САФУ // ПОСЛЕДНИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Один день в Баренцевом море

— Судовое время семь часов, тридцать минут. Экспедиция приглашается на завтрак. Приятного аппетита!


1.jpg

Бодрый голос старпома заставляет подняться и залезть в удобные треники. Ледяная вода, футболка, шнурки. Столовая встречает запахом жареного мяса. Не то блюдо, которые ты хочешь видеть в первые дни плавания. Наливаю себе чай и сажусь за выделенный для научного состава стол. По изнуренным лицам товарищей вижу, что морская болезнь мучает не только меня.

— Приятного аппетита! — глухо выдавливает из себя будущий гидрометеоролог Александр Ляпунов и поспешно удаляется в каюту.

Месяц назад, мне, студенту третьего курса кафедры журналистики САФУ, предложили принять участие в «Морской географической школе — 2021». Основная цель проекта — подготовка молодых специалистов и исследователей САФУ для работы в Арктике. Проще говоря, боевое крещение студентов-гидрометеорологов.

Отказаться от десятидневного путешествия через Баренцево, Норвежское, Северное и Балтийское моря я просто не мог, поэтому быстро собрал все необходимые документы и вместе с остальными участниками экспедиции приступил к занятиям на учебно-тренировочном судне.

Четвертого ноября тысячи ночных огней Мурманска проводили нас в Баренцево море. В этот же день я впервые «примерил» на себя почетное звание «научный сотрудник», поскольку стал полноправным членом экипажа научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш».

В экспедиции, состоящей из шести преподавателей, двух специалистов Росгидромета и восьми студентов, я оказался самым младшим и самым неопытным. Большинство ребят уже выходили в море и даже бывали в Арктике. Впрочем, это не сильно защищало их вестибулярные аппараты от непрерывной качки. И хотя с момента отправления прошло уже три дня, плохо было практически всем.

— Главное — работать и отвлекать себя, тогда легче будет и организм быстрее привыкнет! — с улыбкой советует мне Анна Трофимова, ассистент кафедры географии и гидрометеорологии САФУ.

В нашем маленьком путешествии эта невысокая, полная жизненной энергии девушка выполняет обязанности заместителя начальника экспедиции по научной части. За ее плечами около десятка серьезных морских походов. К советам таких людей стоит прислушиваться.

DSC_7272.jpg

Познание Арктики начинается с себя

Залпом допиваю чай, остывший за время моих утренних раздумий, и спешу в выделенные для нашей экспедиции медицинские кабинеты. Там уже кипит работа. Сажусь в кресло.

— Расслабь руку и скажи, какие из представленных цветов тебе наиболее симпатичны. — Обыденно произносит студент-гидрометеоролог Анна Романова.

Пока девушка затягивает манжет тонометра я выкладываю на стол разноцветные карточки. Зеленая, серая, синяя, черная, желтая, сиреневая, красная. Это психологический тест. Вчера мне нравились другие цвета.

На обследование к Анне каждый член экспедиции должен приходить пять раз в день. Строго по расписанию. Все для того, чтобы студентка могла досконально изучить реакции наших организмов на качку и постоянно меняющиеся погодные условия. От точности полученных результатов зависит её дипломная работа.

Пока тонометр с жужжанием качает воздух, задаю вопрос, который мучит меня с первого дня обследований:

— Аня, ты же не врач, а гидрометеоролог, почему именно это исследование?

— Большинство медицинских научных статей, связанных с адаптацией человека в условиях высокоширотной Арктики, не учитывает изменений погодных условий в этом регионе на момент исследований. Данные о климате берутся за постоянную, хотя на самом деле они меняются. Чтобы повысить объективность изысканий, метеорологам и врачам нужно объединять усилия. Ты, кстати, можешь быть свободен.

— Спасибо! — тонометр ослабляет хватку, и я бегу в конференц-зал. На лекцию.

Уже в коридоре меня настигает крик врача-гидрометеоролога:

— Не забудь, завтра снимаем ЭКГ!

— Да помню я, помню!

«Морская географическая школа — 2021»: на страже безопасности региона

В дальнем углу конференц-зала расположены шахматные столы, фортепиано и стилизованный под деревянное пианино синтезатор. В центре зала стоит большой овальный стол, окруженный мягкими красными стульями, креслами и диванами. На экране презентация «Радиационный мониторинг».

Лекцию читает ведущий радиометрист лаборатории мониторинга загрязнения атмосферного воздуха и радиометрии Центра по мониторингу загрязнения окружающей среды «Северного УГМС» Вера Цветкова.

— Моя задача не просто ознакомить вас с деятельностью нашего центра, но и научить вести наблюдения за радиационным фоном на открытой местности с помощью приборов дозиметрического контроля, таких как носимый дозиметр и дозиметр-радиометр. Также я научу вас проводить наблюдения за атмосферным воздухом, в частности, за атмосферными осадками, с помощью горизонтального планшета. Именно это оборудование позволяет проводить наблюдения на двадцати двух наших станциях сети наблюдения и радиационного контроля.

DSC_6639.jpg

Вера достает специальные приборы и выводит всех на открытую палубу, где матросы заранее установили самодельный горизонтальный планшет — устройство, представляющее собой небольшой деревянный столик размером 55 на 55 сантиметров, к которому прижимной рамкой прикреплена медицинская марля.

— Именно на этот отрез марли выпадают осадки за сутки по ходу движения судна. На следующий день марля снимается, сворачивается рабочей поверхностью внутрь, упаковывается в отдельный полиэтиленовый пакет и направляется к нам в радиометрическую лабораторию для дальнейшего исследования. Там мы помещаем марлю в керамический стаканчик определенной формы и сжигаем в специальной муфельной печи при температуре 450 градусов Цельсия. Полученный пепел анализируем на активность бета- и гамма-излучений с помощью бета-радиометра и гамма-спектрометра.

Выслушав подробные инструкции наставника, студенты берут в руки дозиметры, подносят их к ткани и записывают полученные показания в специальную таблицу. Затем собирают ткань и упаковывают ее в пакет.

Такие же манипуляции ежедневно проделывают работники многих метеорологических станций. Все для того, чтобы обеспечить безопасность жителей нашего региона и минимизировать последствия возможных радиоактивных аварий. Наличие в Северодвинске радиационно-опасных объектов и недавний взрыв в Нёноксе подтверждают актуальность таких, казалось бы, элементарных процедур.

«Судовое время одиннадцать часов, тридцать минут. Экспедиция приглашается на обед. Приятного аппетита!»

Подкрепившись, поднимаюсь по лестнице. Соблюдая строгую процедуру, стучу в тяжелую дверь. Тяну ее на себя и спрашиваю:

— Можно?

— Заходи! — третий помощник капитана кидает на меня строгий взгляд. Убедившись, что я зашел в медицинской маске, он поправляет свою пышную бороду, отворачивается, и теряет ко мне интерес. Коронавирусные ограничения существуют и на судне.

DSC_6613.jpg

Я стою в просторном помещении с панорамными иллюминаторами. Вокруг множество сложных приборов, отвечающих за управление, связь и навигацию. Это капитанский мостик. Мозг корабля. Среди технологического изобилия выделяется небольшой деревянный штурвал. Простой, но надежный механизм, оставленный на случай отказа автопилота и рычагов управления.

Отсюда мы ведем наблюдение за птицами и млекопитающими. Сегодня моя первая часовая смена. Подхожу к студентке четвертого курса направления подготовки «Педагогическое образование» Ксении Анисимовой. Будущий учитель географии передает мне бинокль и устраивает краткий инструктаж.

— Все просто. Внимательно смотришь по сторонам. Если видишь что-то живое — записываешь в тетрадь. Фиксируешь время и координаты. Удачи.

Сажусь в кресло. Интересно, кого видели другие ребята? В журнале наблюдений только чайки. Печально. Зато вид из иллюминатора замечательный. О, первое движение. Три птицы по левому борту. Смотрю на часы и бегу к навигационному устройству. Вот теперь я действительно «научный сотрудник».

«Судовое время девятнадцать часов тридцать минут. Экспедиция приглашается на ужин. Приятного аппетита!»
DSC_6446.jpg

Самое время для вечерней прогулки. Осторожно ступая по цепкому прорезиненному покрытию, поднимаюсь на верхнюю палубу. Вокруг — темнота. В лицо бьет теплый порывистый ветер. Волны, похоже, проверяют наше судно на прочность. Прямо по курсу — яркая луна. Тысячи блестящих неподвижных звезд образуют гигантский купол, накрывающий нашу планету. Справа по борту едва видное, но безумно красивое северное сияние. Внутри — ни с чем несравнимое чувство свободы. Такой момент просто невозможно передать ни словами, ни фотографиями. Его нужно пережить. И хотя впереди ещё три моря, территориальные воды пяти стран и проход через знаменитый Эресуннский мост, соединяющий Швецию и Данию — больше всего мне запомнится именно это ночное небо в Баренцевом море.


Наверх