— Судовое время семь часов, тридцать минут. Экспедиция приглашается на завтрак. Приятного аппетита!
Бодрый голос старпома заставляет подняться и залезть в удобные треники. Ледяная вода, футболка, шнурки. Столовая встречает запахом жареного мяса. Не то блюдо, которые ты хочешь видеть в первые дни плавания. Наливаю себе чай и сажусь за выделенный для научного состава стол. По изнуренным лицам товарищей вижу, что морская болезнь мучает не только меня.
— Приятного аппетита! — глухо выдавливает из себя будущий гидрометеоролог Александр Ляпунов и поспешно удаляется в каюту.
Месяц назад, мне, студенту третьего курса кафедры журналистики САФУ, предложили принять участие в «Морской географической школе — 2021». Основная цель проекта — подготовка молодых специалистов и исследователей САФУ для работы в Арктике. Проще говоря, боевое крещение студентов-гидрометеорологов.
Отказаться от десятидневного путешествия через Баренцево, Норвежское, Северное и Балтийское моря я просто не мог, поэтому быстро собрал все необходимые документы и вместе с остальными участниками экспедиции приступил к занятиям на учебно-тренировочном судне.
Четвертого ноября тысячи ночных огней Мурманска проводили нас в Баренцево море. В этот же день я впервые «примерил» на себя почетное звание «научный сотрудник», поскольку стал полноправным членом экипажа научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш».
В экспедиции, состоящей из шести преподавателей, двух специалистов Росгидромета и восьми студентов, я оказался самым младшим и самым неопытным. Большинство ребят уже выходили в море и даже бывали в Арктике. Впрочем, это не сильно защищало их вестибулярные аппараты от непрерывной качки. И хотя с момента отправления прошло уже три дня, плохо было практически всем.
— Главное — работать и отвлекать себя, тогда легче будет и организм быстрее привыкнет! — с улыбкой советует мне Анна Трофимова, ассистент кафедры географии и гидрометеорологии САФУ.
В нашем маленьком путешествии эта невысокая, полная жизненной энергии девушка выполняет обязанности заместителя начальника экспедиции по научной части. За ее плечами около десятка серьезных морских походов. К советам таких людей стоит прислушиваться.
Познание Арктики начинается с себя
Залпом допиваю чай, остывший за время моих утренних раздумий, и спешу в выделенные для нашей экспедиции медицинские кабинеты. Там уже кипит работа. Сажусь в кресло.
— Расслабь руку и скажи, какие из представленных цветов тебе наиболее симпатичны. — Обыденно произносит студент-гидрометеоролог Анна Романова.
Пока девушка затягивает манжет тонометра я выкладываю на стол разноцветные карточки. Зеленая, серая, синяя, черная, желтая, сиреневая, красная. Это психологический тест. Вчера мне нравились другие цвета.
На обследование к Анне каждый член экспедиции должен приходить пять раз в день. Строго по расписанию. Все для того, чтобы студентка могла досконально изучить реакции наших организмов на качку и постоянно меняющиеся погодные условия. От точности полученных результатов зависит её дипломная работа.
Пока тонометр с жужжанием качает воздух, задаю вопрос, который мучит меня с первого дня обследований:
— Аня, ты же не врач, а гидрометеоролог, почему именно это исследование?
— Большинство медицинских научных статей, связанных с адаптацией человека в условиях высокоширотной Арктики, не учитывает изменений погодных условий в этом регионе на момент исследований. Данные о климате берутся за постоянную, хотя на самом деле они меняются. Чтобы повысить объективность изысканий, метеорологам и врачам нужно объединять усилия. Ты, кстати, можешь быть свободен.
— Спасибо! — тонометр ослабляет хватку, и я бегу в конференц-зал. На лекцию.
Уже в коридоре меня настигает крик врача-гидрометеоролога:
— Не забудь, завтра снимаем ЭКГ!
— Да помню я, помню!
«Морская географическая школа — 2021»: на страже безопасности региона
В дальнем углу конференц-зала расположены шахматные столы, фортепиано и стилизованный под деревянное пианино синтезатор. В центре зала стоит большой овальный стол, окруженный мягкими красными стульями, креслами и диванами. На экране презентация «Радиационный мониторинг».
Лекцию читает ведущий радиометрист лаборатории мониторинга загрязнения атмосферного воздуха и радиометрии Центра по мониторингу загрязнения окружающей среды «Северного УГМС» Вера Цветкова.
— Моя задача не просто ознакомить вас с деятельностью нашего центра, но и научить вести наблюдения за радиационным фоном на открытой местности с помощью приборов дозиметрического контроля, таких как носимый дозиметр и дозиметр-радиометр. Также я научу вас проводить наблюдения за атмосферным воздухом, в частности, за атмосферными осадками, с помощью горизонтального планшета. Именно это оборудование позволяет проводить наблюдения на двадцати двух наших станциях сети наблюдения и радиационного контроля.
Вера достает специальные приборы и выводит всех на открытую палубу, где матросы заранее установили самодельный горизонтальный планшет — устройство, представляющее собой небольшой деревянный столик размером 55 на 55 сантиметров, к которому прижимной рамкой прикреплена медицинская марля.
— Именно на этот отрез марли выпадают осадки за сутки по ходу движения судна. На следующий день марля снимается, сворачивается рабочей поверхностью внутрь, упаковывается в отдельный полиэтиленовый пакет и направляется к нам в радиометрическую лабораторию для дальнейшего исследования. Там мы помещаем марлю в керамический стаканчик определенной формы и сжигаем в специальной муфельной печи при температуре 450 градусов Цельсия. Полученный пепел анализируем на активность бета- и гамма-излучений с помощью бета-радиометра и гамма-спектрометра.
Выслушав подробные инструкции наставника, студенты берут в руки дозиметры, подносят их к ткани и записывают полученные показания в специальную таблицу. Затем собирают ткань и упаковывают ее в пакет.
Такие же манипуляции ежедневно проделывают работники многих метеорологических станций. Все для того, чтобы обеспечить безопасность жителей нашего региона и минимизировать последствия возможных радиоактивных аварий. Наличие в Северодвинске радиационно-опасных объектов и недавний взрыв в Нёноксе подтверждают актуальность таких, казалось бы, элементарных процедур.
«Судовое время одиннадцать часов, тридцать минут. Экспедиция приглашается на обед. Приятного аппетита!»
Подкрепившись, поднимаюсь по лестнице. Соблюдая строгую процедуру, стучу в тяжелую дверь. Тяну ее на себя и спрашиваю:
— Можно?
— Заходи! — третий помощник капитана кидает на меня строгий взгляд. Убедившись, что я зашел в медицинской маске, он поправляет свою пышную бороду, отворачивается, и теряет ко мне интерес. Коронавирусные ограничения существуют и на судне.
Я стою в просторном помещении с панорамными иллюминаторами. Вокруг множество сложных приборов, отвечающих за управление, связь и навигацию. Это капитанский мостик. Мозг корабля. Среди технологического изобилия выделяется небольшой деревянный штурвал. Простой, но надежный механизм, оставленный на случай отказа автопилота и рычагов управления.
Отсюда мы ведем наблюдение за птицами и млекопитающими. Сегодня моя первая часовая смена. Подхожу к студентке четвертого курса направления подготовки «Педагогическое образование» Ксении Анисимовой. Будущий учитель географии передает мне бинокль и устраивает краткий инструктаж.
— Все просто. Внимательно смотришь по сторонам. Если видишь что-то живое — записываешь в тетрадь. Фиксируешь время и координаты. Удачи.
Сажусь в кресло. Интересно, кого видели другие ребята? В журнале наблюдений только чайки. Печально. Зато вид из иллюминатора замечательный. О, первое движение. Три птицы по левому борту. Смотрю на часы и бегу к навигационному устройству. Вот теперь я действительно «научный сотрудник».
«Судовое время девятнадцать часов тридцать минут. Экспедиция приглашается на ужин. Приятного аппетита!»
Самое время для вечерней прогулки. Осторожно ступая по цепкому прорезиненному покрытию, поднимаюсь на верхнюю палубу. Вокруг — темнота. В лицо бьет теплый порывистый ветер. Волны, похоже, проверяют наше судно на прочность. Прямо по курсу — яркая луна. Тысячи блестящих неподвижных звезд образуют гигантский купол, накрывающий нашу планету. Справа по борту едва видное, но безумно красивое северное сияние. Внутри — ни с чем несравнимое чувство свободы. Такой момент просто невозможно передать ни словами, ни фотографиями. Его нужно пережить. И хотя впереди ещё три моря, территориальные воды пяти стран и проход через знаменитый Эресуннский мост, соединяющий Швецию и Данию — больше всего мне запомнится именно это ночное небо в Баренцевом море.